СНИП/Методы определения морозостойкости. Общие требования
ГОСТ 10060.0-95 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОРОЗОСТОЙКОСТИ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПО
СТАНДАРТИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (МНТКС) Москва
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским, проектно-конструкторским и технологическим институтом бетона и железобетона (НИИЖБ) Российской Федерации
ВНЕСЕН Минстроем России
2. ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (МНТКС) 22 ноября 1995 г.
За принятие проголосовали
Наименование государства | Наименование органа государственного управления строительством |
Азербайджанская Республика | Госстрой Азербайджанской Республики |
Республика Армения | Госупрархитектуры Республики Армения |
Республика Казахстан | Минстрой Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Госстрой Кыргызской Республики |
Республика Молдова | Минархстрой Республики Молдова |
Российская Федерация | Минстрой России |
Республика Таджикистан | Госстрой Республики Таджикистан |
Республика Узбекистан | Госкомархитектстрой Республики Узбекистан |
3. ВЗАМЕН ГОСТ 10060-87 в части первого метода определения морозостойкости
4. ВВЕДЕН в действие с 1 сентября 1996 г. в качестве государственного стандарта Российской Федерации постановлением Минстроя России от 5 марта 1996 г. № 18-17
Содержание
- Область применения
- Нормативные ссылки
- Определения
- Общие положения
- Приложение А Форма журнала испытания бетона на морозостойкость
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
БЕТОНЫ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОРОЗОСТОЙКОСТИ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ CONCRETES.
METHODS FOR THE DETERMINATION OF FROST-RESISTANCE. GENERAL REQUIREMENTS
Дата введения 1996-09-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на тяжелые, мелкозернистые, легкие и плотные силикатные бетоны (далее - бетоны) и устанавливает базовые и ускоренные методы определения морозостойкости.
Методы применяют в соответствии с указаниями настоящего стандарта и ГОСТ 10060.1-95...ГОСТ 10060.4-95 при подборе состава и контроле качества бетонных и железобетонных изделий, конструкций и сооружений, предназначенных для эксплуатации в условиях совместного воздействия знакопеременных температур и водной среды.
При расхождении результатов определения морозостойкости по базовому и ускоренным методам испытания в качестве окончательных принимают результаты, полученные по базовым методам.
Структурно-механический метод предназначен для оценки морозостойкости бетона при подборе и корректировке его состава лабораториями предприятий стройиндустрии и не применяется для контроля морозостойкости.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 10180-90 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам.
ГОСТ 10181.0-81 Смеси бетонные. Общие требования к методам испытаний.
ГОСТ 22685-89 Формы для изготовления контрольных образцов бетона. Технические условия
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 Морозостойкость бетона - способность сохранять физикомеханические свойства при многократном переменном замораживании и оттаивании.
Морозостойкость бетона характеризуют соответствующей маркой по морозостойкости F.
3.2 Марка бетона по морозостойкости F - установленное нормами минимальное число циклов замораживания и оттаивания образцов бетона, испытанных по базовым методам, при которых сохраняются первоначальные физико-механические свойства в нормируемых пределах.
3.3 Цикл испытания - совокупность одного периода замораживания и оттаивания образцов.
3.4 Основные образцы - образцы, предназначенные для замораживания и оттаивания (испытания).
3.5 Контрольные образцы - образцы, предназначенные для определения прочности бетона на сжатие перед началом испытания основных образцов.
4 Общие положения
4.1 Настоящий стандарт устанавливает следующие методы определения морозостойкости:
базовые - первый (для всех видов бетонов, кроме бетонов дорожных и аэродромных покрытий) и второй (для бетонов дорожных и аэродромных покрытий);
ускоренные при многократном замораживании и оттаивании - второй и третий;
ускоренные при однократном замораживании - четвертый (дилатометрический) и пятый (структурно-механический).
4.2 Условия испытания для определения морозостойкости в зависимости от метода и вида бетона принимают по таблице 1.
Таблица 1
Номер метода | Условия испытания | Вид бетона | ||
Среда насыщения | Среда, температура замораживания, °С | Среда оттаивания | ||
Базовые | ||||
Первый | Вода | Воздушная, минус 18±2 | Вода | Все виды бетонов, кроме бетонов дорожных и аэродромных покрытий |
Второй | 5%- ный водный раствор хлористого натрия | То же | 5%- ный водный раствор хлористого натрия | Бетоны дорожных и аэродромных покрытий |
Ускоренные при многократном замораживании и оттаивании | ||||
Второй | 5%- ный водный раствор хлористого натрия | Воздушная, минус 18±2 | 5%- ный водный раствор хлористого натрия | Все виды бетонов, кроме бетонов дорожных и аэродромных покрытий и легких со средней плотностью менее D1500 |
Третий | То же | 5%- ный водный раствор хлористого натрия минус 50±5 | То же | Все виды бетонов, кроме легких со средней плотностью менее D1500 |
Ускоренные при однократном замораживании | ||||
Четвертый* | Вода | Керосин, минус 18±2 | - | Все виды бетонов, кроме бетонов дорожных и аэродромных покрытий |
Пятый | " | Воздушная, минус 18±2 | Воздушная | То же |
* При определении морозостойкости бетонов дорожных и аэродромных покрытий четвертым методом следует установить корреляцию со вторым базовым методом. |
4.3 Морозостойкость бетона определяют в проектном возрасте (после итоговых испытаний), установленном в нормативно-технической и проектной документации, при достижении им прочности на сжатие, соответствующей его классу (прочности).
4.4 Средства измерения, оборудование и приспособления должны обеспечивать требования настоящего стандарта и должны быть проверены в установленном порядке государственными органами.
4.5 Бетонные образцы следует изготавливать в формах, соответствующих требованиям ГОСТ 22685.
4.6 Образцы изготавливают и испытывают сериями.
4.7 Пробы бетонной смеси отбирают по ГОСТ 10181.0, образцы изготавливают и хранят по ГОСТ 10180.
При изготовлении образцов размером 70 мм из бетонной смеси с наибольшей крупностью заполнителя до 40 мм удаляют (вручную или на сите с ячейками размером 20 мм) зерна заполнителя размером более 20 мм.
4.8 Количество и размер изготовляемых образцов бетона в зависимости от метода определения морозостойкости принимают по таблице 2.
Таблица 2
Метод определения морозостойкости | Размер образца, мм | Количество образцов, шт | |
контрольных | основных | ||
Первый | 100х100х100 или 150х150х150 |
6 | 12 |
Второй | 100х100х100 или 150х150х150 |
6 | 12 |
Третий | 100х100х100 или 70х70х70 |
6 | 6 |
Четвертый | 100х100х100, цилиндры: диаметр 70, высота 70 | - | 3 |
Пятый | 100х100х100 или 150х150х150 |
3 | 3 |
Примечание - Для бетона гидротехнических сооружений, испытываемого по первому методу допускается применять образцы размером 200х200х200 |
4.9 Образцы для испытания должны быть без внешних дефектов, средняя плотность которых не отличается от минимальной более чем на 50 кг/м3.
4.10 Массу образцов определяют с погрешностью не более 0,1 %.
4.11 Контрольные образцы бетона перед испытанием на прочность, а основные образцы перед замораживанием насыщают водой/раствором соли температурой (18±2) °С.
Для насыщения образцы погружают в жидкость на 1/3 их высоты на 24 ч, затем уровень жидкости повышают до 2/3 высоты образца и выдерживают в таком положении еще 24 ч, после чего образцы полностью погружают в жидкость на 48 ч таким образом, чтобы уровень жидкости был выше верхней грани образцов не менее чем на 20 мм.
4.12 Число циклов испытания основных образцов бетона в течение одних суток должно быть не менее одного.
4.13 Соотношение между числом циклов испытаний и маркой бетона по морозостойкости для методов, основанных на замораживании - оттаивании, принимают по таблице 3.
4.14 В промежуточный срок испытания контролируют состояние образцов: появление трещин, отколов, шелушение поверхности. При появлении указанных дефектов испытание прекращают, и в журнале испытаний делают запись о том, что бетон не соответствует требуемой марке по морозостойкости.
4.15 Время выдерживания при одновременном замораживании в морозильной камере образцов разных размеров принимают соответствующим наибольшим образцам.
4.16 В случае вынужденного перерыва в испытании образцы хранят на воздухе не более 5 сут. Перед продолжением испытания образцы вновь насыщают водой/раствором соли по 4.11
При перерыве в испытании более 5 сут испытания возобновляют на новых сериях образцов.
4.17 Исходные данные и результаты испытаний контрольных и основных образцов бетона по первому - третьему методам заносят в журнал испытаний по форме, приведенной в приложении А.
Таблица 3
Метод испытания | Вид бетона | Число циклов замораживания - оттаивания для бетона марки по морозостойкости | ||||||||||||
F25 | F35 | F50 | F75 | F100 | F150 | F200 | F300 | F400 | F500 | F600 | F800 | F1000 | ||
Первый | Все виды бетонов, кроме бетонов дорожных и аэродромных покрытий | 15/ 25 |
25/ 35 |
35/ 50 |
50/ 75 |
75/ 100 |
100/ 150 |
150/ 200 |
200/ 300 |
300/ 400 |
400/ 500 |
500/ 600 |
600/ 800 |
800/ 1000 |
Второй | Все виды бетонов, кроме бетонов дорожных и аэродромных покрытий и легкого бетона со сред- ней плотностью менее D1500 | - | - | -/ 8 |
-/ 13 |
-/ 20 |
20/ 30 |
30/ 45 |
45/ 75 |
75/ 110 |
110/ 150 |
150/ 200 |
200/ 300 |
300/ 450 |
Третий | - | - | - | 2 | 3 | 4 | 5 | 8 | 12 | 15 | 19 | 27 | 35 | |
Второй | Бетоны дорожных и аэродромных покрытий | - | - | 35/ 50 |
50/ 75 |
75/ 100 |
100/ 150 |
150/ 200 |
200/ 300 |
300/ 400 |
400/ 500 |
500/ 600 |
600/ 800 |
800/ 1000 |
Третий | - | - | - | - | 5 | 10 | 20 | 37 | 55 | 80 | 105 | 155 | 205 | |
* Над чертой указано число циклов, после которого производится промежуточное испытание, под чертой - число циклов, соответствующее марке бетона по морозостойкости |
ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое)
ФОРМА ЖУРНАЛА ИСПЫТАНИЯ БЕТОНА НА МОРОЗОСТОЙКОСТЬ
Начальник лаборатории ___________ _________________________ (подпись)
* Графы используются только при испытании бетонов дорожных и аэродромных покрытий